Пещерный город Мангуп-Кале

Пещерный город Мангуп-КалеХочу познакомить читателей "Семье на заметку" с пещерным городом Мангуп-Кале в Крыму. Это замечательная экскурсия, которая оставляет массу положительных эмоций и впечатлений. Кратко расскажу вам историю Мангуп-Кале и покажу фотографии, которые мы сделали во время нашего путешествия.

Пещерный город Мангуп-Кале в Крыму

В Крыму есть несколько пещерных городов, и каждый из них уникален по-своему. В одном из них - Чуфут-Кале - мы были лет 14 назад. Неужели это было так давно? А помню все, как сейчас! Очень тогда нам понравилась эта экскурсия! Пещерный город  и виды, открывающиеся вокруг, действительно впечатлили! До этого я ничего подобного не видела.

В Крыму просто огромное количество достопримечательностей, и так получилось, что все последующие годы мы посещали что-то новое, но не другие пещерные города.

А после просмотра фильма "Крым" (2017), съемки которого проходили в том числе и в Мангуп-Кале, впечатлившись увиденным, мы решили, что обязательно сами посетим этот пещерный город. И вот наше желание воплотилось летом 2019 года.

Чем интересен пещерный город Мангуп-Кале?

• Во-первых, по площади это самый большой из всех пещерных городов Крыма.
  • Во-вторых, интересна форма самого плато Мангуп. Оно похоже на четырехпалую руку.

Мангуп. Феодоро. 15 век

Сама гора называется Баба-даг (в переводе "Отец-гора"), а 4 выступа имеют названия Тешкли-Бурун ("Дырявый", поскольку имеет сквозную пещеру), Чамны-Бурун ("Сосновый"), Элли-Бурун ("Ветреный") и Чуфут-Чеарган-Бурун ("Зовущий иудей").

Мангуп. Схема

Пещерный город Мангуп-Кале находится в 25 км южнее Бахчисарая около села Ходжа-Сала.

Пещерный город Мангуп -Кале на карте Крыма

История Мангуп-Кале

Считается, что Мангупом гору назвали тавры (жители древней Тавриды), жившие на горе еще 3 тысячи лет назад.

В III веке на горе обосновались степные кочевники скифо-сарматы.

Затем в IV веке пришли аланы и готы.

Поселение на горе быстро разрасталось, и во второй половине V века у него появились крепостные стены. В то же время у города появилось и новое имя - Дорос.

Через 200 лет готы уступили Мангуп хазарам, которые жили здесь почти 500 лет.

А с XIII века город стал столицей византийского княжества Феодоро, и оставался ей почти 150 лет. Сам город тогда переименовали в Феодоро. Именно в этот период было построено много новых пещерных помещений, базилик, усилены оборонительные стены, а на мысе Тешкли-бурун возвели цитадель.

Однако в 1475 году в эти края заявились османы. Город Феодоро осаждали почти полгода. И все же турки оказались сильнее. Феодоро был захвачен, разорен и перестроен. Вот тогда поселение и получило новое имя, которое мы используем по сей день – Мангуп-Кале (крепость Мангуп).

В 1774 году, после того, как Крым вошел в состав России, турецкий гарнизон был вынужден покинуть крепость, а хозяевами пещерного города стали караимы – малый народ, исповедующий особую религию под названием караизм. Но и они покинули город в 1790 г. В овраге Табана-Дере до наших дней сохранились остатки караимского кладбища.

Наша экскурсия в Мангуп-Кале

Мы добирались до Мангупа на своей машине из Севастополя, где остановились на несколько дней. Дорога хорошая, в этом году положили новый асфальт.

Как только мы свернули с дороги к селу, нам тут же стали предлагать услуги джипов и УАЗиков. Но мы предпочли пеший подъем и спуск. Нам так кажется интереснее, тем более, физическая форма пока позволяет)

Оставив машину в селе у подножия горы, переодевшись в удобную обувь и взяв с собой запасы воды, мы отправились в путь.

Нам предстояло подняться на высоту 250 м по довольно крутой тропинке, идущей через лес.

Подъем на Мангуп

Чтобы мы не заблудились, на стволах деревьев и на камнях были сделаны метки синего цвета:

Указатели на Мангуп-Кале

Поскольку подъем действительно очень крутой, рядом с тропинкой установлены скамеечки для отдыха. Мне они пригодились и не раз)

Скамейки для отдыха при подъеме на Мангуп

Пока мы поднимались по лесной тропинке, рядом с ней видели остатки древнего караимского кладбища. Надгробия необычной формы.

Караимское кладбище. Мангуп-Кале

Поднявшись на плато, мы погуляли по развалинам княжеского дворца Феодоро. К сожалению, от него мало что осталось.

Княжеский дворец Феодоро. Мангуп-Кале

Возле каждого значимого объекта установлены щиты с информацией о том объекте, где вы сейчас находитесь и туристической схемой маршрута. Поэтому, даже если вы без экскурсовода, все можно прочитать и понять, куда следовать дальше.

Туристический маршрут Мангуп-Кале. Информация

Видели мы древнюю винодельню, высеченную в камне:

Винодельня в Мангуп-Кале

Полазали по развалинам цитадели, которая отгораживает мыс Тешкли-Бурун от остальной территории Мангуп-Кале.

Развалины цитадели в Мангуп-Кале

Кстати, именно перед стенами цитадели находится касса, в которой нужно заплатить по 100 руб. с человека, чтобы пройти дальше к пещерному комплексу Барабан-коба. Там начинается самое интересное и зрелищное. Это, безусловно, пещерные сооружения, высеченные из скалы.

Пещеры в Мангуп-Кале

Пещерный город Мангуп-Кале в Крыму

Как вам вид из "окон" и с "балкона"?

Пещеры-жилища в Мангуп-Кале

Вид из пещер Мангуп-Кале

Вообще, виды с горы, надо признаться, просто дух захватывает!

Вид с Мангуп-Кале

Мангуп-Кале.Красивый вид

А эмоции, которые испытываешь стоя на краю мыса Тешкли-Бурун, просто словами не передать!

На мысе Тешкли-бурун в Мангуп-Кале

Обратно мы спускались другой тропой, мне показалось, даже более крутой, чем та, по которой мы поднимались. Спускались осторожно, чтобы не упасть. На следующий день мышцы ног болели, вспоминая эти подъем и спуск. Но мы нисколько не пожалели, что выбрали пеший маршрут! И увидели мы гораздо больше, чем если бы поехали на УАЗике.

Фотографии - это, конечно, ничто по сравнению с увиденным. Эти эмоции не передать, их можно только испытать и прочувствовать, лично побывав в Мангуп-Кале!

Если кто-то будет искать информацию о том, что можно посмотреть в Крыму, то в пещерный город Мангуп-Кале я бы посоветовала съездить.

Самые красивые пещеры Крыма - Мраморная и Эмине-Баир-ХосарА еще очень советую посетить самые красивые крымские пещеры - Эмине-Баир-Хосар и Мраморную.

Мой рассказ об этих пещерах здесь>>

Что можно посмотреть в КрымуА в этой статье>> я собрала подборку достопримечательностей Крыма, которые в разные годы мы сами посетили, и которые, на мой взгляд, стоит посетить.

Я надеюсь, вам было интересно! И это не последний мой рассказ о достопримечательностях Крыма. Заходите!

ВСЕ СТАТЬИ САЙТА

Своими впечатлениями о посещении пещерного города Мангуп-Кале с вами делилась Ксения Дружкова, автор блога "Семье на заметку"

Не забудьте поделиться полезным материалом с друзьями в соц.сетях:
12 комментарии на “Пещерный город Мангуп-Кале
    • Оля, я думаю, осилила бы. Можно идти помедленнее, и скамеечки довольно часто стоят. Но основная масса туристов, конечно, поднимается на УАЗиках. Наверно еще и потому, что их владельцы сильно пугают туристов внизу (им же надо деньги заработать). Нам они сказали, что вверх придется подниматься на 850 м и потом идти по плато еще 2 км. Нас даже эти цифры не испугали, но в действительности оказалось меньше. Утром мы двинулись в путь, а обедали уже в кафе в селе. Так что все можно спокойно осилить. И мы были не единственные пешие туристы, нам встречались и другие)

1. Какая восхитительная экскурсия! Виды, красоты, прикосновение к древней истории, что может быть прекраснее. Впечатлений на всю жизнь хватит. Ради такого путешествия можно претерпеть некоторые неудобства.

• Да разве же это неудобства? В какой-то степени это тоже удовольствие. Можно смотреть на это, как на прогулку по горному лесу. А поскольку пейзажи не такие, как в наших лесах, это очень даже интересно.

• Ксения, полностью с вами согласна. Я иногда езжу на рыбалку где очень крутой песчаный берег. За рыбалку(а это не менее суток) вверх-вниз приходится много раз сбегать, мышцы потом болят неимоверно. Но это никогда не останавливает))

2. Ксения ! Вы так любите Крым. Интересно, осталось ли там что-то еще интересное, что вы не успели посетить ? Планы на будущую поездку есть ?

3. Текстовая часть рассказа подкреплённая фото помогает частично уловить те эмоции, которые переполняли автора рассказа. В Крым уже начинают ходить поезда и наступит время, когда и мне удастся оставить и свои следы на этой богатой приключениями земле.

4. Ни разу там не была, статью лишь когда-то писала, про места силы и всякие загадочные вещи. И вот осталось такое впечатление, что те места, абсолютно все, имею свою какую-то силу)) Хотя бы силу красоты!))

5. Очень интересная статья. Я даже и представить себе не мог, что в Крыму так много пещерных городов.