Кинешма. Щелыково. А.Н.Островский. Экскурс в историю

КинешмаПриветствую дорогих читателей "Семье на заметку"! Предлагаю вам окунуться немного в историю Кинешмы, а также вспомнить творчество Александра Николаевича Островского, родовое имение которого находится на противоположном берегу Кинешмы. А поможет нам в этом рассказ моей тети-путешественницы, которая в очередной раз решила поделиться с нами своими впечатлениями и воспоминаниями от экскурсий по этим местам.

Сначала мое небольшое вступление.

Вероятно, постоянные читатели моего сайта помнят статью под названием Прерванный круиз>>, в которой моя тетя рассказывала о своем последнем путешествии на теплоходе в 2017 г., которое так неожиданно, но, к счастью, не трагически закончилось - теплоход сел на мель и получил пробоину, а всех туристов эвакуировало МЧС. После такого пережитого стресса многие, наверно, больше никогда бы не поплыли на теплоходе. Но, немного успокоившись, тетя уже тогда задумывалась, куда бы ей поплыть в следующий раз.

И вот этот следующий раз настал уже через 2 года, в 2019 году.

Мне очень нравится, когда тетя делится своими рассказами с собственными впечатлениями и воспоминаниями. В этот раз она решила рассказать о родном ей городе Кинешме, остановку в котором делал их туристический теплоход. Вместе с ней мы совершим небольшой экскурс в историю, вспомним А.Н.Островского, основные годы творчества которого прошли в их родовом имении Щелыково, расположенном на противоположном берегу от Кинешмы, поговорим о съемках "Бесприданницы" и Кинешемском драматическом театре, носящем имя Островского.

Предлагаю вашему вниманию рассказ и видео от моей тети:

"В этом году я не устояла перед соблазнительным предложением моей сестры составить ей компанию в речном круизе по маршруту Нижний Новгород — С-Петербург — Нижний Новгород на теплоходе «Константин Коротков». Конечно, я уже много раз плавала по Волге, Оке, северным рекам, и большинство мест, где должен был останавливаться наш теплоход, мне хорошо знакомо, но лишний раз побывать в этих полюбившихся местах — это большое удовольствие.

Отплыли мы из Нижнего Новгорода 19 августа, а на следующее утро в 8.00 должны были быть в Кинешме. Вот об этом городе я и хочу рассказать.

Кинешма

Город этот родной для меня и моей семьи. Сейчас он районный центр Ивановской области, а до революции, когда не было ни Ивановской области, ни самого города Иваново, а было только село Иваново в составе Владимирской губернии, Кинешма была уездным городом Костромской губернии. Первое письменное упоминание о Кинешме относится к 1429 году, когда ее разрушили татары.

Город этот знаком мне с детства, мы всей семьей приезжали сюда каждое лето. Навещали родственников, живших в Кинешме. Моя тетя (мамина сестра) жила на тихой зеленой, совсем не городского вида улице Пироговской. Ее маленький домик был окружен таким же небольшим, но очень красивым и ухоженным садом.

Еще мы навещали мамину тетю — пожилую, уважаемую в городе заслуженную учительницу. Ее дом находился на самом краю высокого обрывистого берега Волги. Сейчас этой улицы уже нет.

Еще мы обязательно посещали Кинешемское кладбище, где были родные могилы.

Вот такие детские воспоминания нахлынули на меня, когда проснувшись утром 20 августа я вышла на палубу. Наш теплоход стоял без движения, окруженный плотной завесой тумана. Понять, где мы находимся, было невозможно. Но постепенно туман стал рассеиваться, и совсем рядом со мной из тумана появились гигантских размеров цилиндрические сооружения. Это был элеватор. Я сразу поняла, что стоим мы уже около Кинешмы. Элеватор — это тоже одно из моих детских воспоминаний.

Кинешма встретила нас колокольным звоном Успенского кафедрального собора, что стоит в центре города, рядом с пристанью. Мы с удовольствием отправились на пешеходную экскурсию. Осмотрели центральную площадь, собор, прошлись по старым улочкам и вышли на набережную. В Кинешме, как и в других Волжских городах, она двух-ярусная: верхняя и нижняя набережная. Мы прошлись по верхней. Это очень симпатичный бульвар для прогулок. Здания, фасады которых выходили на набережную, дореволюционной постройки. Это памятники архитектуры своего времени. Выглядят они все очень достойно. Бульвар зеленый: деревья, кустарники, цветы. Под ногами шуршали первые опавшие листья. Очень красива металлическая ограда верхней набережной. Есть на Кинешемской набережной и обязательный атрибут — беседка. Но в Кинешме она особенная, не такая как в Ярославле и Костроме. В Кинешме она сделана из металла и вся какая-то кружевная. Есть на набережной и фонтан.

Кинешма. Успенский кафедральный собор, набережная, беседка, фонтан

Проходя по набережной, я вспомнила рассказы своих родителей. В 30-е годы мои будущие папа и мама работали учителями в сельских школах Кинешемской округи. Познакомились они на учительской конференции и по выходным дням встречались в Кинешме, куда каждый приходил или приезжал из своего села. Конечно же, они гуляли и по набережной. И вот во время одного из таких свиданий они стали очевидцами съемок фильма «Бесприданница» по одноименной пьесе Александра Николаевича Островского. Они видели пароход «Святая Ольга», проплывавший по Волге.

Пароход Святая Ольга

Здесь же на бульваре снималась финальная сцена, когда Карандышев стреляет в Ларису: «Так не доставайся же ты никому!»

Режиссер фильма Яков Протазанов. В роли Ларисы Нина Алисова — тогда еще не профессиональная актриса, а 18-летняя студентка ВГИКа. Это была ее первая роль в кино. В роли Паратова актер Анатолий Кторов.

Алисова и Кторов

Этот фильм 1936 года был высоко оценен. Он получил золотую медаль на Международной выставке в Париже в 1937 году. Я предлагаю посмотреть кадр из этого фильма, где Лариса исполняет восхитительный романс «Нет, не любил он..»

Романс «Нет, не любил он» из фильма "Бесприданница" 1936 г.

Современному поколению тот Протазановский фильм мало знаком. Но есть и более поздняя и, на мой взгляд, тоже удачная экранизация «Бесприданницы» - это фильм Эльдара Рязанова «Жестокий романс» с Ларисой Гузеевой и Никитой Михалковым в главных ролях.

Михалков и Гузеева в фильме Жестокий романс

Театр имени А.Н.Островского в Кинешме

Прогуливаясь по верхней набережной, мы дошли до здания Кинешемского драматического театра, носящего имя Александра Николаевича Островского. В России есть несколько театров, носящих имя этого выдающегося драматурга, но кинешемцы гордятся тем, что только их театр получил это имя с момента своего образования. Первый спектакль состоялся здесь 26 декабря 1897 года. Это была пьеса Островского «Бедность не порок».

Кинешемский драматический театр имени Островского

В театре сложилась традиция — каждый новый театральный сезон открывать пьесой Островского. Новый 123-ий театральный сезон был открыт 4 октября 2019 года премьерным спектаклем по «Бесприданнице», которую сам Островский считал одним из лучших своих произведений.

В здании театра мы посетили музей, и кроме того, нам была предоставлена интересная возможность познакомиться с некоторыми артистами театра, которые в фойе разыграли перед нами сцену из пьесы Островского «Поздняя любовь»:

А.Н.Островский и Щелыково

В Кинешме многое связано с именем Островского. И это не удивительно. На противоположном берегу Волги напротив Кинешмы находится родовое имение Островских Щелыково.

Александр Николаевич Островский родился в Москве в 1823 году. Его дед был священником. Отец был судебным стряпчим, дослужился до чина коллежского асессора, в 1839 году получил дворянство.

Александр Николаевич после окончания гимназии поступил на юридический факультет Московского университета, но полный курс не закончил. Служил в Московских судах до 1850 года. Из рассматриваемых судебных дел он черпал материал для своих будущих пьес.

После 1850 года Александр Николаевич уже полностью посвятил себя литературному творчеству и по 4-5 месяцев каждый год проживал в Щелыкове. Здесь он и умер в 1886 году. Похоронен рядом с отцом на церковном кладбище у Храма во имя Святителя Николая Чудотворца в селе Николо-Бережки, что совсем рядом с Щелыковым. Позднее там же были похоронены жена и дочь драматурга.

Несколько лет тому назад мы с родственниками путешествовали по Костромской глубинке, посетили и Щелыково, откуда я уезжала с желанием когда-нибудь вернуться в эти прекрасные места".

Вот такой рассказ с видео я получила от своей тети, проживающей в городе Владимире и так любящей путешествовать. Сама она в шутку называет свои рассказы пополнением рубрики "Здравствуйте, я ваша тетя!" А я с удовольствием публикую их на своем сайте.

Надеемся, вам тоже было интересно!

Читайте другие статьи с рассказами моей тети о путешествиях:

ВСЕ СТАТЬИ САЙТА

Ксения Дружкова, блог "Семье на заметку"

Не забудьте поделиться полезным материалом с друзьями в соц.сетях:
9 thoughts on “Кинешма. Щелыково. А.Н.Островский. Экскурс в историю
  1. Как же очаровательны эти небольшие, когда-то уездные, русские города ! Спасибо, Ксения. А романс из старой «Бесприданницы» !

2. Очень интересно было почитать историю города, как будто вернулся в те давние времена. Представляю как интересно было вашей тёте вернуться в город её детства. Вспоминать былое и видеть новые современные изменения. Чудесное путешествие! Спасибо, Ксения, что делитесь прекрасными моментами!

3. Глубинка в чем то всегда привлекает. Наверное своей простотой и даже богатой историей, о которой мы чаще всего и не знаем. Хорошая история, мне интересно было почитать)

4. Я с удовольствием всегда читаю рассказы тети, наверно, потому что сама люблю путешествовать, хотя мне редко это удается делать. Так что виртуальную экскурсию с удовольствием с вами совершила.

5. Как-то мило на душе становится вот после таких рассказов и экскурсий, начинаешь чувствовать единение с Родиной, с историей…

6. Не приходилось бывать в местах, о которых так хорошо рассказано в публикации. Но с творчеством А. Н. Островского знаком не только в пределах школьной программы, но и по кинофильмам. Да были великие люди, которые могли видеть и отразить в своём творчестве самую суть проблемы своего времени.

7. Я была на экскурсии в Кинешме, когда была ребенком, но в детском возрасте, конечно, интересуют другие вещи и все воспринимается своеобразно. Поэтому с удовольствием прочитала рассказ об этом городе, к сожалению, большинство вещей я уже не помню.

8. Ксения, с удовольствием прочитала рассказ тети о путешествии в Кинешму. Очень интересно. И литературных героев Островского вспомнили заодно.
    Маленький и очень уютный городок.

9. В школе с интересом и волнением читала «Грозу», «Бесприданницу», но, к сожалению, почти ничего не знаю об А.Н.Островском… Статья помогла немного ближе с ним познакомиться.