Самые красивые пещеры Крыма — Мраморная и Эмине-Баир-Хосар

Самые красивые пещеры Крыма - Мраморная и Эмине-Баир-ХосарЗдравствуйте, дорогие читатели моего сайта "Семье на заметку"! Хочу поделиться с вами своими впечатлениями от посещения крымских пещер Мраморной и Эмине-Баир-Хосар, которую называют еще Мамонтовой. Еще в прошлом году мы запланировали посетить их, и я очень рада, что наша задумка воплотилась. Это просто чудо! Всем советую. А подробнее читайте ниже.

Самая красивая пещера Крыма

Красная пещера КрымВ прошлом 2018 году мы посетили Красную пещеру в Крыму. Мой рассказ с впечатлениями и фотографиями можно посмотреть по этой ссылке:

Экскурсия нам тогда очень понравилась, но уже тогда мы знали, что Красная не относится к самым красивым пещерам. А вот расположенная неподалеку Мраморная - да! Еще мы слышали, что рядом с Мраморной есть небольшая пещера под названием Мамонтовая, поскольку в ней находится скелет мамонтенка. Эту экскурсию мы запланировали на следующий год.

И вот наши планы воплотились! А ожидания наши не просто оправдались, а превзошли себя в несколько раз! И все оказалось не совсем так, как мы себе представляли.

Если в Красную пещеру мы ездили на своей машине, а потом добирались до нее через горы пешком, то до Мраморной пещеры мы на своей легковушке ехать не решились. Дорога там грунтово-каменистая. И машину жалко, и собственных нервов. Поэтому решили не экономить и взять экскурсию.

Экскурсия называется "Магия пещер Чатыр-Дага". Приобрести ее можно из любого города Крыма, где вы отдыхаете, но ближе всего получится из Алушты. Мы так и сделали. Остановились на 3 дня в Алуште, как и в том году, и сразу же отправились искать экскурсионный киоск.

Из Алушты экскурсии в пещеры Чатыр-Дага формируются каждый день. Мы купили на следующий день с отправлением в 14.00. Продолжительность экскурсии - 7 часов. Цена экскурсии - 1100 руб. с человека. Но это без учета входных билетов в сами пещеры.

Женщина, продающая билеты, сразу предупредила нас о стоимости входного билета в каждую пещеру - 600 руб. с человека. И добавила, что не знает нашего бюджета, который мы готовы потратить на экскурсии, и если мы захотим выбрать посещение только одной пещеры их двух, то выбирать следует однозначно Эмине-Баир-Хосар. Вот тут было первое мое удивление! Как же так? Ведь Мраморная считается самой красивой пещерой Крыма. Об этом я и слышала, и читала. Но продавщица настаивала на своем.

Мы, впрочем, выбирать не собирались. Сразу решили, что пойдем в обе.

На следующий день, когда уже ехали в автобусе, мы сидели на первых местах рядом с экскурсоводом и слышали, как водитель спросил ее, в какую пещеру ехать сначала, и она ответила, что всегда водит группы "по нарастающей", поэтому сначала в Мраморную. Мое любопытство стало нарастать.

Затем экскурсовод начала собирать деньги на входные билеты и выдавать нам карточки, опять-таки советуя тем, кто выбирает посещение лишь одной пещеры, предпочесть Эмине-Баир-Хосар. В основном, все выбрали посещение обеих пещер, но несколько человек все же посетили лишь одну.

Забегая вперед, скажу, что на обратном пути экскурсовод спросила нас, какая из пещер понравилась нам больше. Мнение всех было однозначно - Эмине-Баир-Хосар! Вот так происходит ломка стереотипов. От этой пещеры мы ждали лишь скелета мамонта, а получили... Впрочем, обо всем по порядку.

Мраморная пещера в Крыму

Из Алушты до Мраморной пещеры мы ехали примерно час. Поначалу дорога была вполне нормальная, но потом мы нисколько не пожалели, что не поехали на своей машине. К тому же, по дороге экскурсовод рассказывала нам разные интересные истории.

Мы знали, что в пещерах холодно, поэтому запаслись теплой одеждой. Если что, куртки перед входом в пещеры дают напрокат, а вот об обуви всяко следует позаботиться заранее. Лучше всего подойдут кроссовки с носками. Ну и брюки желательно.

Температура в Мраморной пещере круглый год примерно +8, +9 градусов. Продолжительность экскурсии около часа.

Мраморная пещера была открыта спелеологами в 1987 году, а спустя 2 года в нее начали водить туристов.

Пешеходный маршрут освещен и оборудован бетонными дорожками, площадками, лестницами, металлическими поручнями и ограждениями. Но всегда следует быть внимательным и смотреть под ноги. Везде под ногами сыро из-за очень высокой влажности, и кое-где скользко.

Оборудованная пешеходная дорожка в Мраморной пещере

Запускают только группами с экскурсоводом, каждая группа спускается с интервалом от другой, чтобы не устраивать в пещере толкучку. Поэтому, возможно, придется немного подождать. Входа в Мраморную пещеру мы ждали минут 20, а вот в Эмине-Баир-Хосар - больше часа.

Группа с экскурсоводом в Мраморной пещере

Мраморная пещера сразу поразила нас своими размерами. Не в длину (в длину как раз Красная самая протяженная), а величиной своих залов. Кстати, именно в Мраморной пещере находится самый большой зал из всех пещер Крыма и один из крупнейших оборудованных пещерных залов Европы - это Обвальный зал. Его длина более 100 м, а высота 28 м. Представили масштабы?! После Красной пещеры, конечно, впечатляет!

А еще в 2018 г. в Обвальном зале оборудовали концертную площадку, поскольку поняли, что это место обладает уникальными акустическими способностями. Там проводят концерты и классической, и рок музыки.

Но кроме размеров, красивы, конечно, и причудливые формы, образуемые сталактитами,  сталагмитами и натечными образованиями. Не случайно и название, с которого начинается маршрут - галерея Сказок. Действительно, природа как будто специально, здесь, в недрах земли, создавала сказочных персонажей. Туристы сами придумывают им имена.

Благодаря специальной подсветке, фигуры смотрятся еще эффектнее.

В галерее сказок в Мраморной пещере

Мы посетили несколько залов, которые удивили своей красотой и величием.

Жаль только, что фотографии совершенно не могут передать реальные впечатления от увиденного. Да и сделаны они не на профессиональную технику, а всего лишь на телефон. В полумраке, конечно, качество оставляет желать лучшего. Но посмотрите хотя бы что-то:

Мраморная пещера Крым

Мраморная пещера в Крыму

Экскурсия в Мраморную пещеру

В Мраморной пещере в Крыму

Красота в Мраморной пещере

Мраморная пещера - одна из самых красивых в Крыму

Нам Мраморная пещера очень понравилась!

Но, заинтригованные обещанной красотой Эмине-Баир-Хосар, мы отправились дальше.

Пещера Эмине-Баир-Хосар - самая красивая пещера в Крыму

Пещера Эмине-Баир-Хосар находится всего в 1,5 км от Мраморной пещеры. Поэтому, если уж добрались до Мраморной, обязательно посетите и Мамонтовую (так еще называют пещеру Эмине-Баир-Хосар).

В Мамонтовой пещере еще холоднее, чем в Мраморной, там температура круглый год +5 градусов.

Поскольку ждать своей очереди нам пришлось целый час, за это время мы успели посетить небольшой музей (выставку-продажу) минералов, расположенный рядом со входом в пещеру. Некоторые приобрели себе украшения.

Мы наблюдали, как поднимаются по лестнице выходящие из пещеры. Много было пенсионеров. Поднимались уставшие, но довольные. Экскурсовод шутил:"Всех, дошедших до верха, мы называем доходяги!"

Наконец, подошла очередь и нашей группы.

Как только мы спустились, нас сразу встретили скелеты мамонта и других доисторических животных:

Скелет мамонта в пещере Эмине-Баир-Хосар

Скелеты в Мамонтовой пещере в Крыму

А потом нас повели по залам. У меня невольно вырывались возгласы:"Боже, какая красота!", "Просто восторг!", "Великолепно!", "Это что-то!". Мне казалось, что я нахожусь на съемках какого-то фантастического фильма или сказки, только декорации создала сама природа. Да человек и не смог бы создать ничего лучшего. А масштабы! Залы по величине сравнимы с Мраморной, но только благодаря ярусности смотрятся еще красивее!

Переходы и лестницы с одного яруса на другой напомнили мне кадры из фильма "Властелин колец":

Переходы с одного яруса на другой в пещере Эмине-Баир-Хосар

Ярусы в пещере Эмине-Баир-Хосар

Эмине-Баир-Хосар - самая красивая пещера Крыма

В пещере Эмине-Баир-Хосар

В общем, словами моих эмоций не передать! Я была в полном восторге!

Пещера Эмине-Баир-Хосар (Мамонтовая) Крым

Пещера Эмине-Баир-Хосар в Крыму

Увы, но фото не отражают и сотой доли реальности. В пещеру надо спускаться самим и смотреть все собственными глазами.

Красота в пещере Эмине-Баир-Хосар в Крыму

В Крыму я посетила уже все основные достопримечательности, и мне есть с чем сравнить. Могу смело сказать, что по эмоциям это одна из лучших экскурсий!

Возвращались мы, когда уже начало смеркаться. Наш автобус остановился в горах возле кафе. Оказалось, что в цену нашей экскурсии включена дегустация вин, а для детей и непьющих - варенья и меда. Вдоволь надегустировавшись и повеселев (опять-таки хорошо, что не за рулем), в кафе мы отведали вкусный лагман, и сытые и довольные в 9 часов вечера вернулись в Алушту.

Эта экскурсия просто незабываема! И почему мы из всех достопримечательностей Крыма пещеры оставили напоследок? А вообще-то, как я сейчас понимаю, это даже к лучшему. Ведь самый красивый зал пещеры Эмине-Баир-Хосар был открыт для посещения лишь с 2005 года, а до этого показывали лишь малую часть пещеры со скелетом, и впечатление, разумеется, было бы совсем не то.

Вернувшись на нашу базу отдыха, я рассказала отдыхающим там о своих впечатлениях о пещерах. Выяснилось, что одна пара в Мраморной пещере уже была, и им там очень понравилось, а про то, что рядом есть другая пещера, они не знали. Услышав, что пещера Эмине-Баир-Хосар еще красивее Мраморной, через день они рано утром собрались и поехали туда на своем внедорожнике, хотя путь от нашей базы отдыха до туда неблизкий, около 200 км. Поздно вечером они вернулись довольные и благодарили за наводку.

Если меня спросят,  какая пещера понравилась больше всего,  я без сомнения отвечу - Эмине-Баир-Хосар! Но внимания заслуживают все пещеры, ведь каждая хороша по-своему! И они не повторяются. Поэтому, если есть возможность - смотрите все. А если выбираете какую-то одну, то выбирайте Эмине-Баир-Хосар. Не пожалеете! Это самая красивая пещера Крыма!

А в каких пещерах были вы? Поделитесь в комментариях.

Что можно посмотреть в КрымуО том, какие еще можно посмотреть достопримечательности в Крыму, читайте мою статью:

В следующих статьях расскажу о других наших экскурсиях по Крыму. Заходите!

ВСЕ СТАТЬИ САЙТА

Своими впечатлениями о самых красивых пещерах Крыма с вами делилась Ксения Дружкова, автор блога "Семье на заметку"

Не забудьте поделиться полезным материалом с друзьями в соц.сетях:
20 thoughts on “Самые красивые пещеры Крыма — Мраморная и Эмине-Баир-Хосар
  1. Живем не так далеко от Крыма, в Краснодарском крае, но так ни разу еще не съездили туда). Надо будет собраться и заодно посетить эти пещеры. Спасибо за экскурсию!

• Анна, так часто бывает — с чем рядом живешь, туда не ездишь, а вот стоит оказаться где-то далеко, начинаешь изучать все достопримечательности) Крым — уникальное место! На сравнительно небольшом клочке земли собралось столько всего интересного, что мы уже 20 лет изучаем, и до сих пор еще всего не посмотрели, и до сих пор находим интересные места. А как там красиво! Каждый год я не устаю восхищаться!

2. Ксения, с большим интересом прочла о ваших путешествиях в пещеры. Конечно фото не могут передать всей красоты, но ваши эмоции их дополняют. Если когда-нибудь посчастливится оказаться в Крыму, эти пещеры посещу обязательно. Да и знакомым о них расскажу, вдруг кому пригодится. Спасибо вам!

3. Помню свои впечатления. Это и правда грандиозно было и было чувство чего-то неземного тоже. Вот такая природа затейница, даже в таких местах творит что-то необыкновенное.

4. Я помню посещение Ново-Афонской пещеры, это что то невероятное и сказочное! Посетить мраморную пещеру в Крыму я тоже мечтаю, а вот о мамонтовой не слышала. Интересно, почему так, если она такая красивая? Информации и в интернете мало.

• Оля, вот и я удивилась. О мраморной все знают, а о том, что рядом пещера более красивая — нет. Странно как-то, но это реально так! Может быть, это потому, что самый красивый зал был открыт уже позже, а поначалу она была не такой уж интересной? В этот зал специально прорубали ход, а сначала о его существовании никто не знал, и мраморная на тот момент была самой красивой.

5. Пещеры — это какая-то нереальная красота. Хорошо, что многие из них открыты для посещения обычными туристами.

• Хорошо, что многие пещеры, такие как эти (Мраморная и Эмине-Баир-Хосар), спелеологи открыли сравнительно недавно, благодаря чему мы смотрим на них в первозданной красоте. А те, которые открыты давно, благодаря разным хулиганам уже не в таком хорошем состоянии, поскольку за ними никто не следил долгое время.

6. Ксюша, спасибо за интересный рассказ и фото. Хоть, как ты говоришь, они не передают всю настоящую красоту пещер, но все равно очень впечатляюще!Я не была в Крыме, к сожалению. Конечно, такая экскурсия понравится всем. Природа действительно постаралась. Сказочные пещеры, очень понравилось. Представляю ваши эмоции, они, наверноне, зашкаливали.
    Рада за вас, молодцы!

• Да, Оля, эмоций было море, я даже и не ожидала, что так будет! Сын тоже сказал, что «даже фотки классные!», но это правда совсем ничто по сравнению с увиденным. Там такие масштабы! Как это передать? Только увидеть собственными глазами.

7. Люблю хорошо оборудованные пещеры, а вот более «первобытные» меня пугают. Из всего рассказа больше всего удивила информация о концертной площадке. У нас в Доминикане тоже имеется туристическая пещера, так там запрещено фотографировать со вспышкой и просят разговаривать потише.
    При температуре +5 лично мне было бы сложно насладиться видами. :-) Вот уж точно — если не предусмотрел, то впечатления получишь совсем другие.
    Ваши фото достаточно колоритны, хотя понимаю, что трудно передать через них красоты сталактитов и высоту куполов. Но даже так, невооруженным глазом заметно, что пещера Эмине-Баир-Хосар красивее. Спасибо за рассказ.

• Для тех, кто не предусмотрел заранее, куртки выдают напрокат. А вот с обувью, конечно, сложнее. Правда, можно перед входом купить носки. В крайнем случае, даже те, кто в сланцах, надевают носки) Для нас +5 — совершенно нормальная осенне-весенняя температура, и если немного утеплиться, то совершенно ничего не мешает просмотру красот, ведь экскурсия длится всего час. Концерты, кстати, тоже длятся не дольше часа.

8. Никогда не бывал в пещере, но желание есть)По фото всё очень впечатляет, представляю как это всё в реальности выглядит!

9. Спасибо за интересную экскурсию в пещеры! Я объездила пол Крыма, а в пещерах ни разу не была, никак не могу уговорить мужа, он не любит подземелья, а мне очень нравятся такие места, там все так необычно.

• Марина, и у меня была аналогичная ситуация — мы посмотрели практически все известные достопримечательности в Крыму, кроме пещер, поскольку муж ни в какую не хотел. Говорил, там холодно. Но теперь он понимает, насколько же он ошибался! Эта экскурсия затмила собой большинство других. Больше он пещер не боится!

10. Очень красивые пещеры! В Крыму я уже сто лет не была, но если выпадет шанс, то обязательно внесу эту природную достопримечательность в список для обязательного посещения.

11. Давно уже хочу побывать в этих пещерах. На следующий год планирую поездку в Крым, так что скоро собственными глазами увижу эту красоту.

12. С удовольствием прочитала ваш рассказ и, как и вы, была удивлена, что Мамонтовая пещера оказалась красивее Мраморной! По фотографиям мне тоже вторая больше понравилась, особенно фото с высоты.

Кажется, благодаря вам я уже начинаю составлять список того, что обязательно нужно посмотреть в Крыму! :)