Первый трамвай в России

Первый трамвай в РоссииВы знаете, где в России впервые был пущен электрический трамвай? Рассказать об этом мне особенно приятно, поскольку первый в России трамвай, работающий на постоянном режиме, был пущен в Нижнем Новгороде - городе, в котором я живу. И этому событию на днях исполнилось 120 лет. Почему же именно Нижний Новгород, не столичный город, стал первый в стране, где был запущен этот новый вид городского транспорта? Об этом, и о других интересных фактах, связанных с этим событием, и пойдет речь в этой статье.

120 лет Нижегородскому трамваю - первому в России

Недавно еду по городу, и в глаза бросился огромный билборд с надписью "120 лет Нижегородскому трамваю - первому в России!".

100 лет Нижегородскому трамваю первому в РоссииСразу вспомнилось, как 20 лет назад, мы всей семьей с сыном (ему тогда было 4 годика), ездили на праздник, посвященный 100-летию Нижегородского трамвая - первого в России. Придя домой, я достала наши старые видеозаписи (к счастью, у нас уже тогда была видеокамера, на которую мы фиксировали все значимые события и путешествия), и с удовольствием посмотрела и вспомнила этот праздник снова. Какие же мы были тогда молодые! И вот уже 20 лет прошло... И снова праздник! Теперь уже 120 лет первому в России Нижегородскому трамваю!

Нижегородский трамвай стал первым в России городским пассажирским трамваем с постоянным режимом работы, и пущен он был 8 мая 1896 г.

Ранее этой даты в 1895 г. в Петербурге в качестве эксперимента был пущен ледовый трамвай, но он мог работать не постоянно, а лишь сезонно.

В 1892 г. первый трамвай пошел в Киеве, но это другое государство - Украина.

В 1894 г.  - во Львове, но тогда этот город принадлежал Австрии и носил название Лемберг.

В 1895 г. - в Калининграде, но на тот момент это была Пруссия, и город назывался Кенигсберг.

Вот так и получается, что городом именно в России, где впервые появился электрический трамвай, работающий постоянно, стал Нижний Новгород.

Почему же именно в Нижнем Новгороде произошел пуск первого в России трамвая?

Дело в том, что в 1896 г. Нижний Новгород удостоился чести принимать у себя XVI Всероссийскую промышленно-художественную выставку, которая проходила с 28 мая по 30 сентября. Именно к открытию этой выставки и был проложен первый трамвайный маршрут.

Первый трамвай в Нижнем Новгороде

Эта Выставка была выдающимся событием русской жизни! Она выделялась даже среди других выставок в мире, превосходя их и по площади, и по числу посетителей, и по количеству экспонатов. Так, Нижегородская выставка по занимаемой площади превосходила Всемирную выставку в Париже (1889 г.), а Московскую Всероссийскую выставку 1882 г. вообще более, чем в 3 раза! А посетило ее около миллиона человек!

XVI Всероссийская промышленно-художественная выставка в Нижнем Новгороде

Нижний Новгород тогда стал первым и единственным из нестоличных городов Российской империи, который был удостоен этой высокой чести проведения у себя Всероссийской выставки.

Почему же выбор пал именно на Нижний Новгород? Это легко объяснимо.

Во-первых, огромную роль в экономической жизни России тогда играла Нижегородская ярмарка, благодаря которой даже была поговорка: "Петербург - голова России, Москва - ее сердце, а Нижний - ее карман".

Во-вторых, у города удобное месторасположение в центре России с развитым речным (город стоит на слиянии Волги и Оки), сухопутным и железнодорожным сообщением.

А, в-третьих, местоположение города отличается живописным ландшафтом (город расположен по обе стороны рек: левобережье - низменная равнина, а правобережье - высокие крутые склоны Дятловых гор, перепад высот около 140 метров).

Как всегда, перед проведением столь значимых мероприятий, в городе разворачивается массовое строительство и благоустройство. Так произошло в 1896 г. и в Нижнем Новгороде - было проведено электрическое освещение, пущены электрический трамвай и фуникулеры (перевозили пассажиров из верхней части города в нижнюю), построены гостиницы, городской театр, здания окружного суда, биржи, под выставку была освоена огромная территория, на которой возвели 172 павильона.

Первые фуникулеры в Нижнем Новгороде

Вот таким образом, благодаря проведению в нашем городе Всероссийской выставки, Нижний Новгород и стал первым городом в России, где был пущен трамвай.

Интересно, что Нижний Новгород стал единственным в стране городом, на улицах которого сначала появился электрический трамвай,  и лишь потом конка (в 1908 году был пущен единственный городской пассажирский маршрут). Обычно все происходило наоборот.

Конка в Нижнем Новгороде

И еще один интересный факт, касающийся нашего Нижегородского трамвая. Опять мы первые! Нижний Новгород - первый город в России, где трамвай поднялся на высоту около 100 м. Произошло это в 1924 г.

А с 1933 года было открыто регулярное движение по участку горы (Похвалинский съезд), где уклон достигает 9 см на 1 м пути (90 промилле). До недавнего времени среди всех городов России для трамваев это был максимальный уклон. Сейчас более крутой уклон в 120 промилле есть лишь в городе Усть-Катав Челябинской области, но там эта линия не служит для городских пассажирских перевозок,  а используется в служебных целях.

Трамвай Похвалинский съезд

Ну и на последок еще один интересный факт.

Во времена Великой Отечественной войны между двумя железнодорожными вокзалами в нашем городе - Московским и Ромодановским - не было прямой связи, а Нижний Новгород выпускал много продукции для фронта. Требовалось как-то доставлять эти военные грузы с одного вокзала на другой, а это разные ветки железной дороги. И тогда железнодорожники приспособили для этого трамвайные пути, которые были проложены по мосту через Оку. Благо, что ширина трамвайной и железнодорожной колеи совпадали. В ночное время, соблюдая светомаскировку, по опасному участку проходила небольшая группа железнодорожных вагонов, в голове и хвосте которых были локомотивы.

Надеюсь, вам было интересно узнать некоторые исторические факты о появлении первого трамвая в России.

город Нижний НовгородУ меня на сайте есть еще одна большая статья, рассказывающая о Нижнем Новгороде.

Почитать ее можно, пройдя по <<этой ссылке>>

 

 

 

 

А я на этом пока прощаюсь с вами, дорогие мои читатели.

Автор блога "Семье на заметку" Ксения Дружкова

<< СОДЕРЖАНИЕ САЙТА >>

Еще из этой рубрики советую почитать:

● Из истории перчаток
Перчатки. Сегодня это обыденный и совершенно необходимый элемент одежды всех жителей (от мала до велика) стран с прохладным климатом. А всегда ли было так? И какую ...
● Из истории возникновения слов
Дорогие мои читатели, хочу поинтересоваться у вас, Вы когда-нибудь задумывались над значением слов? Почему некоторые предметы или явления называются именно так, а не иначе? Какова история ...
● Мой весенний подарок – ожившая фотография
Вот и пришла долгожданная весна! Под ласковыми лучами солнышка пробуждается все вокруг – и звери, и природа, да и мы с вами тоже. Где-то уже появились ...
● Фототипы кожи и загар
И снова здравствуйте, дорогие посетители сайта «Семье на заметку»! Как и обещала в прошлый раз, продолжаю тему солнца и загара. В сегодняшней статье мы разберем, какие ...
Не забудьте поделиться полезным материалом с друзьями в соц.сетях:
43 комментарии на “Первый трамвай в России
  1. Ксюша, поздравляю вас с таким замечательным событием! У нас трамваев нет, город маленький.
    Интересно было прочитать историю. Хорошо, что и видео тех лет сохранилось у вас. Всегда вспоминать события прошлых лет приятно.

    • Да, старые видео — это здорово! Сын с таким интересом посмотрел себя маленького, ведь он себя таким совсем не помнит.

  2. В замечательном городе Вы живёте, Ксения. Жаль, что кусочек того старого семейного видео Вы не поместили.

    • Да, Хельга, у города нашего очень богатая история, и очень много событий и открытий, где Нижний Новгород первый. Думаю, на эту тему тоже стоит отдельную статью написать.
      А видео все-таки 20-летней давности и больше личное.

  3. Очень интересно было почитать о появлении трамвая. Я не задумывалась и не знала, что его впервые в вашем городе пустили.
    Сама я очень редко на трамвае ездила, мои маршруты больше проходили на автобусах или вообще пешком. Это, когда я в Павлодаре жила еще. А сейчас, где живу, в нашей местности трамваев нет.

    • Да, трамвайные линии далеко не во всех городах проложены, только в крупных. Да даже и у нас до нашего микрорайона трамвай не доходит. Нам все обещают проложить скоростной трамвай, но пока все обещаниями и заканчивается.

  4. Никогда не задумывалась где был пущен первый трамвай, но всегда интересно узнавать такие факты. Нашему Волгоградскому 100 лет, и я этот вид транспорта предпочитаю всем остальным. Ксения, спасибо за очень интересную статью, за фотографии, за возможность прикоснуться к истории. Я никогда не была в Нижнем Новгороде, но всегда симпатизировала вашему городу.

    • А я несколько раз была в Волгограде, когда мы плавали на теплоходах по Волге. И один раз мы даже специально проехали через весь город на вашем трамвае. Он ведь у вас необычный, под землей, как метро.

      • Ксения, да вы знакомы с нашим скоростным трамваем!)) Возможно я вас огорчу, только наш СТ через весь город не проходит. По сути это обычный трамвай, когда то проходящий через центр города, так вот эту самую часть убрали под землю. Раньше он объединял три района города, но три года назад были открыты ещё три станции, и теперь трамвайная линия соединяет пять районов. Вот только без пересадки проехать не получится. Обещают протянуть линию до конца пятого района, только не говорят через сколько десятилетий это будет))

        • У вас такой длинный город, Евгения. Помню, сначала мы ехали под землей, а потом сверху. Вышли, кажется, на конечной, а потом поехали обратно. Вот такая «экскурсия» у нас была — знакомство с вашим трамваем. Нам вот в нашем микрорайоне тоже все обещают скоростной трамвай, поскольку станцию метро в нашем районе строить не планируют. Вот только воз и ныне там.

          • Вы правы,Ксения. Волгоград считается самым протяжённым городом России, его протяжённость вдоль Волги 90 км., это 7 районов, а всего их 8. У нас есть самая длинная улица России в 5о км.,которая проходит через эти 7 районов. И самый длинный дом в мире протяжённостью 1142 метра. И сейчас строится самый длинный мост в Европе, он известен как «танцующий». Вот такой у нас длинно-город)))

          • Да-да, помню, плывешь-плывешь на теплоходе, и все Волгоград. Экскурсовод рассказывала нам, что это самый вытянутый город. Спасибо за факты в цифрах, Евгения.

  5. Ксюша, я хоть и коренная Нижегородка, а столько из твоих статей про наш город узнаю. В музеи и на экскурсии ходить некогда, спасибо, что просвещаешь!)))

  6. Вот так пишем статьи и сами узнаем то, что не знали даже о своем городе.
    Ксюша, зайди ко мне в гости и прими от меня награду твоему блогу.

  7. Спасибо за интересную историю первого трамвая, который был пущен в вашем родном городе, интересно всегда посмотреть фото тех лет и прикоснуться к хоть и к сравнительно недавней истории.

  8. Стоило бы городским властям сделать какое-то мероприятие в честь такого события. Или оно было?

    • Анна, 120 лет, наверное, не такая круглая дата, чтобы широко ее отмечать. Знаю, что в нашем Кремле было торжественное заседание, где вручали грамоты лучшим работникам «Нижегородэлектротранса». А для публики, мне кажется, мероприятий не было. А вот на 100-летие Нижегородского трамвая праздник был, все-таки дата очень круглая. На одной из стариннейших улиц нашего города стояли древние трамваи, которые до сих пор сохранились. Все желающие заходили в них. Были выставлены и трамваи специального назначения, типа трамвай-кран. А еще ходили необычные открытые трамваи, на которых можно было прокатиться и послушать об истории трамвая.

  9. Ксения, поздравляю Вас и ваших земляков с таким замечательным событием. К сожалению, трамваев остается все меньше и меньше. Во всяком случае у нас в Новосибирске их почти не осталось.

  10. Да, удивительно, уже 120 лет трамваю. Как развивается транспорт. Сейчас уже есть проект струнного скоростного транспорта Скайвей.

  11. Жаль, что трамвайчики уже отовсюду убирают. Мне они очень нравятся! У нас тоже был, до войны

  12. Очень хотелось бы, что-бы выставки Нижегородские вернулись в жизнь россиян с тем же размахом что и в 1896 году! И может еще что-то новое появится по-мимо трамвая…

  13. У меня образование автодорожное и мы в университете учили эту информацию и еще много другого, а потом еще и на немецком((. Но скажу честно, всегда слушала преподавателя на одном дыхании.

  14. Ксения, спасибо за такой великолепный экскурс в историю! Этот пример еще раз доказывает, насколько положительно влияют проводимые в городе мероприятия на его развитие. Наш Ульяновск тоже расположен на двух берегах с разным ландшафтом, а развитие в свое время получил преимущественно благодаря званию родины Ленина. А вот первый трамвай у нас появился значительно позже, только в 1954 году.

    • Я была в Ульяновске. Когда училась в школе, мы ездили туда на автобусе с экскурсионным туром. Несколько дней жили в гостинице и посещали все музеи.

  15. Странно… А я вот тоже сейчас решил посмотреть в каком городе первый трамвай в России, так как Ярославль один из первых городов и сейчас увидел на трамвае плакат: первому трамваю Ярославля 115 лет, России 135 лет. Буду искать дальше. :) Разнятся цифры и города в интернете.

  16. Наверное это самый оптимальный и интересный ответ:

    Основные теоретические вопросы развития электрического транспорта были разработаны русскими учеными Якоби, Чикалевым, Лочиновым и Яблочковым еще в 1838 году. Однако первым, кто провел серию экспериментов по практическому применению электродвижения, стал Федор Аполлонович Пироцкий. Благодаря его усилиям в 1880 году в Петербурге по рельсам конно-железной дороги электрической силой впервые в мире был двинут моторный трамвайный вагон. Однако широкое применение трамвайного транспорта произошло в России лишь 10 лет спустя.
    В апреле 1890 года инженер и предприниматель А. Струве подал в Киевскую управу прошение, в котором обосновывалась необходимость применения электрической тяги для популярных в то время конок. Прошение было удовлетворено, невзирая на протесты Почтово-телеграфного ведомства, утверждавшего, что “течение электричества по контактному проводу и рельсам будет мешать работе телеграфа и телефона”. На своем заводе в Коломне, где производились мостовые металлоконструкции, вагоны и паровозы, Струве организовал проектирование и изготовление электрических трамваев. А в Киеве на самом крутом участке Александровской улицы длиной в 1,5 км, между Царской и Нижней площадями, развернулось строительство трамвайной линии. 9 мая 1892 года состоялась пробная поездка электрического вагона на Александровской горе до Нижней площади, а уже в начале июня на этой линии было открыто первое в России регулярное трамвайное движение.
    В 1896 году трамвай появился в Нижнем Новгороде, а в 1898-м — в Витебске, Курске и Екатеринославе (ныне Днепропетровск) . В Москве трамвайное движение было открыто только в 1899-м, а в Санкт-Петербурге и вовсе в 1907 году.
    Выдержки из “жалобной книги”, в которую жители Витебска заносили свои недовольства по поводу несовершенной работы городских трамваев.
    2 января 1905 года, севши в вагон, спросил господина кондуктора, когда придет вагон. Он слишком неделикатно ответил: “Когда придет, тогда и уйдет”. Артист К. П. Орлов.
    19 января1905 года. Более недели, как я заявил, что дверь в вагоне №105 не притворяется. Дверь не поставили и поныне. Это вызывает боль зубов. Надворный советник Глутневич.
    26 мая1906 года. Прошу потребовать от контролера №15, по какому праву он взимает с меня 5 копеек, когда я нахожусь при гимназической шапке, но без герба, но с кантами. Ответ директора: “Фуражка хотя бы с кантами, но без герба, не дает права на пользование льготным тарифом”.
    12 октября 1907 года. Прошу потребовать от кондуктора №51, по какому праву взимает с меня 5 копеек за билет, когда я нахожусь в форме, но без передника. Гимназистка Марианской гимназии Яхнина.
    24 сентября1913 года. Вагон №115. На мою просьбу остановить трамвай по Задуновской улице вагоновожатый дерзко улыбнулся и не остановил. Н. Шлюсберг.
    Источник: журнал «Вокруг Света»

    • Ну вот видите, Руслан, никаких противоречий нет. В 1880 г. проводились лишь эксперименты. В 1892 г., как я и написала в статье, первый электрический трамвай пошел в Киеве, но это уже не Россия. А первый электрический трамвай с постоянным режимом работы именно в России был пущен в Нижнем Новгороде.

      • Вижу. Но, будем считать, что это временно, что НН первый в России трамвай. :)

          • Да. Хочу Киев назад… в города русские… :)

          • Я думал, что Вы догадаетесь. 😉 Зато в Ярославле первый в России театр! 😛 😉

          • Это Драмтеатр им.Волкова? Я в Ярославле много раз была, прекрасно его представляю. А родилась я неподалеку — в Костроме.
            А насчет первых, в этом году Нижний Новгород отмечал 795 лет, и я к этому событию написала статью про то, в чем наш город был первым. При подготовке статьи сама удивилась, сколько всего! Вот ссылка, если интересно http://7enazametku.ru/eto-interesno/nizhnij-novgorod-795-let

          • Конечно интересно, почитаю. Спасибо. Надо и про Ярославль поискать. А я тут показался по России летом, тоже много удивительного узнал, уж кажется, ну не может быть… :) Первый в мире вулкан: Россия, Карелия. Самые крупные верблюды в мире (а что, в России есть верблюды!? :) ) — Россия, астраханские и колмыкские, самые большие лотосы — Россия, так же самые северные и самое большое скопление лотосов. :) Так же, практически был уверен, что самое солёное море или озеро — Мёртвое. Оказывается, озеро Баскунчак, Россия — солонее. 58% добычи соли в России. Вобщем, Россия — самая лучшая страна! :)

          • Россия — самая удивительная страна! Особенно меня удивили верблюды (никогда бы не подумала!) и самое соленое озеро!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *